От системной расстановки к системному моделированию

Эта статья описывает суть явления, названного системным моделированием и определяет его основные положения.
Это не публицистическая статья. Здесь мы постарались изложить концепцию нашей работы, базу, на которой строится подход Александра Зелинского и всей группы "Мастер". Хотим подчеркнуть, что ни в коей мере не умаляем достижения коллег, занимающихся системной расстановкой и любыми вариантами развития метода Хеллингера. Мы считаем, что открытие Хеллингера несет в себе огромный потенциал, еще не раскрытый до конца, и выходит далеко за рамки любых представлений, существующих на сегодня. Наш опыт в развитии именно направления моделирования показал свою успешность и мы рады делиться нашими находками и достижениями со всеми заинтересованными лицами. Мы не претендуем на открытие и удержание истины. Мы полностью согласны с исходным положением Берта Хеллингера о том, что истина верна лишь в тот миг, "когда приходит из небытия и снова погружается в небытие" (1). Наши технологии, алгоритмы и приемы работы основаны на принципах, естественным образом полученных из системности мира.
 
С глубоким уважением к мудрости мироустройства и творческим подходом к его рассмотрению,
Александр Зелинский и творческая группа "Мастер".
Виды систем и присущие им законы. Системная расстановка.
Система – совокупность объектов, взаимодействующих на основе прямых и обратных связей для достижения определенной цели. Система обладает свойством целого, которым не обладают ни отдельные объекты,ее составляющие, ни их простая сумма.
Система может рассматриваться, как отдельный объект, входящий в другую систему. В свою очередь, каждый объект, входящий в систему, может рассматриваться, как система.
Здесь мы говорим о реальных системах, созданных человеком.

Семейные системы состоят из членов одной семьи и одного рода. Принадлежность к семейной системе определяется кровным родством, в отдельных случаях сильной эмоциональной связью.
Организационные системы – группы людей, собранных вместе для достижения некой социальной цели. Принадлежность системе определяется договоренностью.
Берт Хеллингер (2) исследовал семейные системы и обнаружил, что они живут по определенным правилам и законам.
 
Законы системы:
1. Изначальный порядок – семейные системы имеют четкую иерархическую структуру. Члены системы, принадлежащие к ней ранее, получают более высокий «ранг», чем те, кто вошел в нее позже.
2. Принадлежность – каждый человек неизбежно принадлежит к какой-то семейной системе. Исключение члена рода из семейной системы является жестким нарушением порядка.
3. Баланс – равновесие между «брать» и «давать».
Горизонтальный баланс - равноценный обмен между партнерами.
Вертикальный баланс - передача энергии от старшего поколения младшему - вперед по роду. Возврат энергии жизни от детей более старшим поколениям является нарушением.
Похожие законы проявляются и в организационных системах. Главное отличие организационных систем от семейных – организация не является настолько жестко заданным сообществом, каким является семья: члена организации можно уволить, структура организации может меняться. Из семьи нельзя вычернуть никого, иерархия и состав рода определены изначально.
Эти законы используются для нахождения решений в семейных (4) и организационных расстановках (2)
Развитие метода Хеллингера (1,2,3,4) привело к рассмотрению совершенно нового вида систем.
Системы человеческих представлений – это системы, включающие в себя абстрактные понятия, неодушевленные предметы, части личности и другие объекты из различных контекстов поля описаний.
Для рассмотрения таких систем применяются структурные расстановки (2).
Появление структурных расстановок – это важный этап развития метода. Они показали важность человеческого мышления в постановке задач, значительно расширили контексты применения расстановок, соединили метод семейной терапии с другими областями знаний. Но при этом, при поиске решения специалисты, в своей основной массе, продолжали переходить к поиску проблем в семейно-родовом контексте, который априори считался изначальным. Либо ограничивали решение узко заданной областью.
 
В целом все эти направления объединились названием - Системная расстановка.
Системная расстановка – это процесс групповой работы с ведущим. Один из участников группы – Заказчик – выбирает из группы заместителей своей семейной системы: маму, папу, себя и т.п. и расставляет их в зале согласно внутреннему чувству. В ходе работы заместители начинают переживать чувства тех людей, которыми их назначили. В этом состоит феноменология метода. Ведущий ищет решение для заказчика, исходя из переживаний заместителей и знания системных законов.
Самое удивительное и впечатляющее в методе, что заместители очень правдиво отражают, проявляют переживания людей, которых никогда не видели, и даже тех, которых мог не видеть сам заказчик, их скрытые душевные динамики и забытые судьбы.
Системная расстановка вышла из семейной терапии и семейно-родовой контекст рассматривается в системной расстановке как изначальный источник силы и проблем.

Глубинный смысл и появление системного моделирования.
Александр Зелинский ввел в практику системной расстановки понятие глубинного смысла (5,6).
Началось все с того, что в ходе поиска более эффективных решений и исследований группы «Мастер», мы обратили внимание, что запросы клиентов выглядят, как множество частных случаев, которые чем-то объединяются.
Начался поиск глубинного механизма, более глубинной структуры. От прояснения моделей, в которые человек входит как элемент, часть системы, от частных случаев проблемных состояний, мы перешли к рассмотрению человека, как создателя, творца своей системы, своего мира.
Все, что происходит вокруг человека – это разные проявления множества его способов познания смысла жизни – его глубинного смысла. Все глубинные смыслы имеют единый корень – изначальный смысл («чистый» смысл - термин О.Бахтиярова, УЭР). Глубинный смысл каждой группы или сообщества людей созданы глубинными смыслами всех входящих в эту группу индивидов. Группа, в свою очередь, определяет смыслы входящих в нее индивидов.
Изначальный смысл всего человечества равен изначальному смыслу каждого отдельного человека.
Исходя из этой посылки, мы можем рассматривать любую систему, как проявление глубинного смысла человека, групп, организаций, государств, человечества, взаимодействия (отношения), события.
Глубинный смысл переживается, но не объясняется. Человек описывает смыслы, исходя из опыта, знаний, убеждений, представлений, создавая единое поле описаний. Люди создают информацию с помощью согласования описаний. С феноменологической точки зрения мир есть не то, что человек думает, но то, что он воспринимает, чем он живет и как он это описывает.
В результате, с 2005 года, появилось направление, далеко выходящее за рамки явления, названного на территории СНГ системной расстановкой. Мы назвали его системное моделирование энерго-информационных процессов, или системное моделирование. Это дальнейшее раскрытие тех возможностей, которые привнесло в нашу жизнь творчество Хеллингера. Развитие метода позволило сформулировать Принципы системного моделирования (см. ниже) и разработать алгоритмы, делающие это искусство доступным широкому кругу интересующихся людей.
 

Основные положения системного моделирования.
Энергия – сила взаимодействия, связывающая объекты в систему.
Информация – это сведения, воспринятые приёмником от источника. Информация связывает объекты общими описаниями, с целью перевести смысл взаимодействия на понятийный уровень, в общее поле описаний.
Смысл проявляется через энергию и описывается через информацию.
Энерго-информационный процесс – проявление смысла во взаимодействии объектов системы на согласованном понятийном уровне.
Системное моделирование энерго-инфомационных процессов (СМ) – метод исследования, диагностики и преобразования любой отдельно-взятой системы путем создания смысловых моделей, раскрывающих глубинный смысл данной системы в различных сферах человеческой жизнедеятельности.
Смысловая модель (далее модель) – совокупность элементов, феноменологически связанная с системой и проявляющая смысл задачи, решаемой для данной системы. Элементами модели могут быть, и чаще всего бывают, живые люди, а так же настольные предметы, карты, пространственные якоря.
В СМ применяется трехпозиционное описание, когда весь энергоинформационный процесс в модели описывается с позиции трех аспектов: состояние, объект, связь. Одновременно, каждый элемент модели несет в себе все три аспекта, которые могут проявляться в процессе разворачивания динамики модели. Информация, полученная с т.з. трехпозиционного описания, считается полезной при работе с моделью.
 

Основные принципы системного моделирования
Принцип единства и уникальности. Каждая система организована по одним и тем же системным законам, единым по сути, и при этом та же система абсолютно неповторима и уникальна в своем проявлении.
Принцип глубины и объема. Динамика модели отражает одновременно всю глубину описания мира и разнообразие контекстов реальности для данной системы.
Принцип мудрости системы. Динамика системы всегда ведет к решению.
Принцип точечного воздействия. В данный момент времени в данной системе для решаемой задачи всегда существует только одна точка напряжения.
Принцип минимальной достаточности элементов.
Информационное содержание модели не меняется от количества использованных элементов. (Увеличение количества заместителей в модели увеличивает количество вносимых ими искажений).
Принцип гибкости. Модель не есть реальность, а только инструмент для отражения реальности. Для одной и той же задачи может быть использовано бесконечное множество моделей.
Принцип эффективности. Эффективность процесса моделирования прямо пропорциональна объёму полезной информации, получаемой из модели и обратно пропорциональна количеству затраченного времени.

Отличия системного моделирования от системной расстановки
1. СМ включает в себя алгоритмы работы, которые описывают технологический процесс и позволяют сделать обучение этому искусству доступным для широкого круга людей.
2. Значительно сокращается время работы с системой благодаря принципу точечного воздействия и принципу эффективности(см. ссылку на ПРИНЦИПЫ СМ).
3. Сокращается время проведения интервью с клиентом. Главный акцент в интервью - на постановку задачи, исходя из выхода на точку максимального напряжения (принцип точечного воздействия).
4. При создании модели ведущий стремится наиболее полно прояснить смысл поставленной задачи согласно принципу глубины и объема.
5. В СМ минимальное количество элементов максимально полно описывает систему (принцип минимальной достаточности).
6. Модель не есть фиксированная данность. В СМ модель отражает реальность и является рабочим инструментом для эффективного решения задачи. Если модель не отвечает принципу эффективности, согласно принципу гибкости, ведущий может менять модели и заместителей внутри модели для достижения наилучшего результата.
7. Результат в СМ рассматривается не как решение узко-направленного запроса клиента, а как рассмотрение запроса в контексте глубинного смысла, который человек проявляет ценой всей жизни.
8. В СМ имеет значение только полезная информация. Полезная информация отвечает трехпозиционному описанию: объект, связь, состояние.
9. Активное использование парадокса и парадоксальных фраз (существует алгоритм создания парадоксальных фраз). Именно решение парадокса позволяет наиболее эфективно находить глубинный смысл.
 
 
Литература
 
1. Б. Хеллингер, "Источнику не нужно спрашивать пути"
2. Г. Вебер "Практика семейной расстановки"
3. Г. Вебер "Кризисы любви"
4. Якоб Шнайдер "Семейные расстановки"
5. Жиль Делез "Логика смысла"
6. Агафонов А.Ю. "Основы смысловой теории сознания"